А где же китайские Фольксвагены, Ауди, Мерседесы? Откроем страшную тайну — их почти нет…

В нашем отчетном материале по состоянию рынка в 2022 году мы писали, что резко возросла доля китайских марок, официально представленных в РФ, особенно в четвертом квартале. Однако давайте посмотрим, а какова доля всех машин, изготовленных в КНР, на российском рынке, ведь в этот объем входят не только китайские бренды, но и множество других, тонкий ручеек которых оформился в виде серого и параллельного импорта. С другой стороны, далеко не все машины китайских марок из продаваемых у нас производятся в Поднебесной: пусть и с невысокой долей локализации, но у нас собирают несколько моделей Haval, JAC приходит из Казахстана, изрядная доля Geely поступает из Беларуси. В общем, давайте разберемся, каково проникновение на наш рынок «настоящих китайцев».

В 2021 году доля машин, выпущенных в Поднебесной и поставленных на учет в России — как официалами, так и серыми дилерами всех мастей, составила скромные 3,8%. По 2022 году картина ожидаемо другая — уже 11,5%. Чтобы не вводить читателей в заблуждение относительными показателями, уточним, что в целом в 2022-м продано 72 456 автомобилей*, выпущенных в Китае, а в 2021-м — 57 580. Многократный рост в процентах стал возможен именно благодаря резкому падению рынка — с 1 501 411 «учтенных» в ГИБДД машин до 626 281. Между тем здесь важна динамика по кварталам. Первый квартал, когда было еще «все хорошо», мы трогать не будем, а начнем со второго.

С апреля по июнь своих покупателей в России нашли 9263 произведенных в Китае автомобиля, то есть 10,5% от проданных. В третьем квартале было реализовано уже 19 192 китайские машины, или 15,6%. В четвертом квартале эта доля ожидаемо выросла (в основном за счет рекордных продаж Chery): на учет встали 30 869 китайских автомобилей, или 20,3% от всех. При этом доля машин китайских марок, вне зависимости от страны выпуска, составила ровнехонько треть — 33%. С учетом тенденций, оформившихся в третьем и четвертом кварталах прошлого года, можно сделать однозначный вывод, что оба показателя будут в 2023 году только расти.

Теперь давайте посмотрим, какие машины китайского производства поставляются в Россию неофициально: сумели поставщики заместить ушедшие бренды или пока механизмы параллельного импорта и классический серый завоз не дают сколько-нибудь значимого насыщения рынка? Опять же будем изучать только четвертый квартал, потому что, по данным всех аналитиков, в том числе и нашей редакции, импорт стал набирать силу только с сентября-октября. Не будем долго мудрить и пройдемся по брендам в алфавитном порядке.

Оказывается, ни о каком замещении китайскими параллельными и серыми поставками ушедших европейских и японских брендов не может быть и речи. Дело в том, что всего в четвертом квартале неофициальные поставки машин, выпущенных в Китае, то есть «серость» и «параллельность», составили… 711 образцов из более чем 30 тысяч всех выпущенных в КНР и проданных в РФ.

Львиная доля пришлась на Volkswagen — 306 машин, из которых 248 — электрические, выпущенные на совместном предприятии FAW-Volkswagen. А как же седан Bora, которым грозился насытить наш рынок «Авилон»? Увы, результаты пока не слишком впечатляющие: в ноябре продана одна машина, в декабре — еще 54. Вполне может быть, в следующем году объемы будут другими. Mazda CX-4 и Atenza (она же Mazda6) совместного предприятия FAW-Mazda в Чанчуне на пару нашли 56 покупателей. Tesla производства шанхайской Гигафабрики моделей 3 и Y с октября разошлась в количестве 49 единиц. Напомним, к слову, что по непонятным причинам Минпромторг включил Теслу в список параллельного импорта. Chevrolet Captiva от совместного предприятия SAIC-GM-Wuling Automobile нашла 33 покупателей. Volvo XC40 и XC60, изготовленные на Zhejiang Haoqing Automobile Manufacturing, на пару разошлись в количестве 40 штук, ну а остальное — это совсем мелочовка. К примеру, девять китайских Audi, столько же Тойот, три BMW, восемь Polestar 2 от Zhejiang Haoqing Automobile Manufacturing. И в общем-то все. Проще говоря, пока мы видим, что с параллельным импортом вышел пшик. Впрочем, дело не только в Минпромторге, но еще и в высоких ценах: за ту же Bora, в которой из теплых опций — только обогрев зеркал, оснащенную 1,5-литровым атмосферником в 113 л.с., придется выложить 2,5 миллиона. Дороговато! Отсюда и такие скромные продажи…

* — в материале использованы данные постановок на учет в ГИБДД.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий